VW Multivan (T6.1): трёшка с сабом
Свежий Мультик.
Машина издалека, по рекомендации.
Заказчик — примерно ровесник, дома приличного уровня стерео с сабом, винил и прочие прелести.
Что автоматически означает довольно высокий стандарт восприятия музыки как источника чистых эмоций, а не только фонового шума или новостей по радио.
Что ж, тем интересней сделать так, чтобы парень кайфанул)
Техзадание понятное:
— "Женя, мы ведь понимаем, что система, которая может играть симфоническую музыку, может играть любую другую?
— В принципе, да, если не отвлекаться на двойную бас-бочку и прочие экстремальные упражнения)
— Ну, значит давай сделаем так, чтобы система могла играть всё. И, пожалуйста, с сабвуфером. Только место в багажнике трогать нельзя — салон используется на 100%".
Сразу после покупки машины, по словам владельца, его ждало два пренеприятных открытия:
— отсутствие шумоизоляции даже с дополнительной шумкой от производителя (у VW есть такая опция, как выяснилось, абсолютно бесполезная). Садишься и закрываешь дверь, будто в консервной банке. По сравнению с Тигуаном — субъективно более гулко-звонкая машина. Причём, при движении по трассе ситуация усугубляется кратно скорости. Короче мрак и безнадёга.
— отвратительный штатный звук. Тут мне в качестве довода привели другой аргумент — жена заказчика, по роду деятельности имеющая отношение к звукозаписи, имеет профдеформацию, выражающуюся в полной индифферентности к музыке вокруг. Знакомая штука) Но даже она, оказавшись в салоне сверхтехнологичного немецкого чуда была удивлена невозможности слушать даже радио. Даже на тихой громкости. Сама ездит на Тигуане, и там штатка позволяет слушать музыку ненапряжным фоном.
Ну и, собственно, две эти проблемы мне предстояло решить.
С шумоизоляцией всё понятно — любые россказни про процесс воспринимаются как спам уже))) Так что не буду и начинать. Просто фиксирую: зашумили полностью, с арками снаружи. Торпедо только не снимали.
Со звуком всё сложней немного, потому что тачка изначально — сильно далеко.
Разумеется, погуглил, кто что делал уже с таким автомобилем. Хорошим подспорьем оказался опус товарища S-sputnik. Большое спасибо!
Довольно информативный отчёт. Но сделать решил по-своему после визита к дилеру на Бабушкина.
Удачным образом в шоу-руме стоял похожий мультик, который мне удалось довольно обстоятельно облазить.
Заглянул под сиденья и улыбнулся во всю улыбку))))
Так же, как на Травалёре, сиденья стоят на пространственных рамах, внутрь которых жирным шрифтом просятся поджопные ящики.
Да, там напихано всяких разъёмов, конечно. Пара толстых кабелей проходит и всякое такое.
Но преодолеть соблазн реализовать ящичный поджопный мидбас в этой тачке я не смог.
Это было бы кощунством по отношению к юношеским временам, когда я слушал в полную шишку Метеору Линкин Парка на мидах Phase Linear Audiophile Six в двенадцатилитровых поджопниках с пищалками на стойках в вазовской десятке, просверленной во всех мыслимых местах ради экспериментов со звуком. Мне было мало лет, но баса хватало — зрачки тряслися — держите меня семеро!
По моему скромному мнению в этих кузовах (типа микроавтобус) двери можно только шумить. Ставить туда миды — только портить.
Тем более учитывая, каким образом реализована филёнка — трепыхающийся от любого нажатия пластик. Ставить туда приличный мидбас — ну, так себе приключение.
Впрочем, судя по новой BMW G06 — это распространённая тенденция — тачки становятся пластмассовыми всё больше.
Короче, с мидами определился — ставим в поджопники.
DEGO SP6.5, судя по намеренным параметрам, допускают установку в ЗЯ. Чем просторней, тем лучше.
Касательно СЧ и ВЧ сомнений после этого уже не возникло — ставим DEGO PO3.0 и Upgrade 2.5T.
С сабом, конечно, полная задница. Был уверен после изучения отчёта на Д2, что сможем упихнуть Kicker CWRT102, я его даже в список оборудования включил опрометчиво.
Но таки нет — когда машина зашла в работу и обшиву сняли, стало понятно, что без аккуратного распила обшивки багажника Кикер не войдёт. А пилить обшивы добро мне не дадено.
Тут же по горячим следам свежего на тот момент обзора Антона Николаева заказал Kingz Audio TSR-8SQ.
Под него к моменту прибытия сваяли коробок объёмом 10 литров.
Сабик оказался на редкость приятно собранным и увесистым.
Но заиграть его в этом конфиге не удалось — слишком рано выходил на ход и начинал звенеть катушкой.
Убрал в сторону — в будущем попытаю его в разных условиях, чтобы чётко понимать, что от него можно получить, а чего не стоит и хотеть.
В конечном итоге без глобальной переделки корпуса в роли сабвуфера выступил Audison APS8D, закрыв диапазон 30-80 герц. Катушки подключил параллельно от моноблока Md.Lab AM-MB1.
Чутьё пришлось загрубить основательно, чтобы сабу не поплохело.
Басовая крутилка прижилась слева от руля в удачно расположенной заглушке под отсутствующую в этой комплектации кнопку.
Миды, соответственно, установились в ящики объёмом 14 литров каждый. Было опасение, что больше десяти не набрать, но не оправдалось.
Да, пришлось основательно повозиться с переносом заводских жгутов и коммутационных блочков, но результат того стоит, уверяю.
Направление мидов — чётко вперёд. Для трёшки — за глаза. В двушке с классическим твитером пришлось бы ловить угол экспериментально, конечно. Потому как сильно влияет. И на высоту сцены, и на геометрию. В трёшке — пофиг.
Средники и ВЧ — на стойки. Во фри.
Средники работают от 500 четвёртым Линквицем до 2500 вторым.
Твитеры, соответственно, от 3500 вторым.
Могут и сильно ниже, но тогда какой толк от средников?)
Если стоит среднечастотник, считаю важным, чтобы пел весь среднечастотный диапазон одним куском.
Дальше.
Моноблок уместился за обшивкой в багажнике, обеспечив короткий акустический хвост до сабвуфера.
Блин, главное же забыл)
Сердце системы — Псих.
Процессор-усилитель Helix P-Six DSP MkII.
Причины простые: нет места, нужна высокая неискажённая мощность, надёжность и безглючность.
Всё это в Психе есть. Стабильно и без удивлений.
Да и вообще. Он просто лучший, ИМХО.
Посему — он.
Место под него нашлось под ковром под центральной консолью. Верней под тем, где она в обычных машинах находится. Закрепили монтажную площадку, на неё уже прикрутили Психа. И закрыли, вытащив с него только кабель USB для настройки.
Два канала — ВЧ, два канала — СЧ, два канала — миды, а линейные выходы — на моноблок.
Сигнал с майфуна взял по высокому уровню — тут свободы машина особой не предоставляет.
С другой стороны, по предыдущему Тигуану помню, что звучит штатная магнитола весьма недурственно и по высокоуровнему входу.
Для очистки совести пригласил шарящего в теме чипа хлопца, чтобы прочитать кодировку майфуна и отключить динамическую эквализацию, которая есть в последних VAGах, да и вообще почти во всех немцах, будь она неладна.
Не удалось) Прочитать-то прочитали, но там чёрт ногу сломит.
Подождём, пока в сети появится корректная информация на эту тему.
Поскольку превратить ШГУ в кирпич в мои планы не входило, оставили всё как есть.
От нуля до 60% шкалы громкости майфуна есть в моём распоряжении.
Не хватит если громкости — Псих позволяет накрутить.
Что в итоге и сделал, накинув 2,5дБ на входе процессора.
Закончив эпопею с тасованием сабвуферов, сел-таки крутить машину.
Первое включение — лыба шире той, что была вначале, когда увидел в салоне дилера место для поджопников)))))
Выключил все полосы, оставил только миды в полную полосу.
Центр на месте. Под зеркалом заднего вида чуть ниже центра.
Без задержек.
И лупит так, что сидишь и слушаешь миды)))))
Но это всё лирика. Наслушавшись вдоволь фронтального баса от поджопников, попилил их снизу на 80 Герц, чтобы сабвуфер не филонил.
Хочу отметить, что бас от восьмёрки — есть.
Но восьмёрка (Аудисон, по крайней мере) в качестве сабвуфера — это крайняя мера, конечно.
Бас есть, а дубасева — нет.
Есть предположение, что к моменту финишной настройки я распробую Кингз Аудио восьмёрочку и верну её на законное место. Она, судя по всему, даст тот жир, которого не хватает с Аудисоном.
Левые СЧ и ВЧ задержал.
На мидах задержек нет — как ни пробовал — без них лучше.
Уровни причесал.
На мидах вырезал 160 герц стояк, на левом СЧ — 1,25кГц гнусёж. И всё.
Тачка поёт.
Причём саунд такой взрослый получился — всё, как надо.
Густой и пространственный одновременно, энергичный и темброво какой-то сдержанно-благородный, что ли.
Только ещё пуляет необыкновенно яростно за счёт поджопников.
Тут пришёл заказчик с другом — на приёмку результата.
Включаю Барбоссу, сразу на максимум. Выхожу, наблюдаю.
Обожаю этот момент — видеть, как человек оценивает результат твоей работы.
Улыбается, показывает большой палец)
Послушал Барбоссу, цепляет по БТ телефон и первый трек, который вкрутил — приколите, какой?)
Органная музыка)))))
Нефиговый тест для писюлечного Аудисона))))) Говорит, нифа себе, сабвуфер вывез орган))))
Короче, Клиент доволен очень.
Я тоже, стало быть.
Но мне проще — я-то в курсе, что круче ящичного поджопного мида только вторпедный) Правда, это совсем другая история.
А клиент тащил тачку за почти две тысячи км и оставлял лысому очкарику на три недели))))
Щас домой едет, кайфует)
Жена, кстати, результат одобрила.
Всё тип-топ.
P.S. Во время сдачи машины приехал ещё один заказчик, который не поверил на слово, что при его запросах в такой же тачке — Мерседес Виано — сабвуфер вообще не нужен — поджопники с помощью передаточной функции салона спокойно вывезут с 30-35 герц. И никакого недостатка баса на обычной музыке не будет и в помине.
Приехал, посидел минут десять, послушал, как дубасят миды, порезанные на восьмидесяти герцах снизу, проникся))) Сомнения отпали)
Соберу Виано — отчитаюсь. Там ещё проще и элегантней концепция.
Но геморроя с ящиками будет больше — под водительским седлом аккумулятор в Мерсе.
Это печаль. Но решаемая;)
P.P.S. Только щас заметил, какой получился переподвыподверт — на фронт — D-класс, на саб — AB))))
Бывает же)))))